«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
21-09-2018, 10:14
Интервью генерального директора ОАО «НПО ЦКТИ» В.Е. Михайлова в газете «Энергетика и промышленность России».

Локализация производства ставит условия

Владимир Путин поддержал основные параметры предлагаемой Минэнерго программы модернизации старых ТЭС (программа ДПМ-штрих, она же ДПМ-2, предусматривающая реконструкцию около 40 ГВт тепловых мощностей).

Интервью генерального директора ОАО «НПО ЦКТИ» В.Е. Михайлова в газете «Энергетика и промышленность России».

Согласно замыслам разработчиков, стратегия обновления ТЭС не только предотвратит предсказанный участниками рынка коммунальный коллапс, но и создаст мультипликативный эффект развития для отечественного энергомашиностроения, которое ожидает притока гарантированных инвестиций и рассчитывает на поддержку со стороны государства. Оправдаются ли эти ожидания, справятся ли российские машиностроители и их партнеры с предстоящим им экзаменом?

На вопросы «Энергетики и промышленности России» отвечает генеральный директор ОАО «Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И. И. Ползунова» (ОАО «НПО ЦКТИ») Владимир Михайлов.

Уважаемый Владимир Евгеньевич, одним из самых интригующих компонентов новой программы ДПМ-2 обещают стать требования, которые касаются степени локализации используемого при модернизации ТЭС оборудования. По каким параметрам задача локализации, по большому счету, уже решена, по каким она все еще далека от решения и какие факторы влияют на этот процесс?Насколько вероятна и необходима, на ваш взгляд, возможность временного смягчения условий локализации, о которой говорил недавно замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко?


– С учетом реальных условий санкционной войны между Россией с одной стороны, с другой – ЕС и США, в которых мы живем уже пятый год, вопрос о локализации производства оборудования, которое будет использоваться при модернизации объектов теплоэнергетики, является определяющим в системе обеспечения национальной энергетической безопасности. Цифры, озвученные в решениях Минэнерго и Минпромторга России (90 и 100 %), могут только приветствоваться.Справятся ли российские компании и СП с порученной задачей и насколько задача локализации уже решена – отдельный вопрос.


В отечественном энергомашиностроении сохраняется производственно-технологическая и научно-исследовательская база, позволяющая создавать и выпускать высококачественную и конкурентоспособную продукцию.Современные российские энергомашиностроительные компании способны удовлетворить самые сложные требования заказчиков.


Во вновь поставляемом оборудовании широко используются новейшие технические решения, унифицированные узлы и детали, тщательно отработанные в лабораториях и на стендах заводов, проверенные в условиях эксплуатации.


В настоящее время отечественные предприятия энергетического машиностроения выпускают конкурентоспособное оборудование:

  • для атомной энергетики,
  • высококачественные гидрогенераторы и рабочие колеса для ГЭС,
  • паросиловое оборудование для ТЭС.В ряде СП в настоящее время активно разрабатывается вопрос локализации.

Так, АО «РЭП Холдинг» последовательно воплощает свои планы по локализации производства газотурбинной установки MS5002E. В 2017 году специалисты компании освоили производство наиболее технологичных и наукоемких узлов и деталей турбины.


ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин» стремится увеличить локализацию до 90 %, чтобы получить возможность участвовать в программе модернизации энергомощностей в России (на данный момент уже достигнут уровень примерно 60 %).


ООО «Русские газовые турбины» – СП компании GE (General Electric), Группы «Интер РАО» и АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», осуществляет производство ГТУ типа 6FA с программой постепенной локализации.


Для успешного решения вопросов локализации необходимы устойчивое планирование ожидаемых объемов и сроков производства, номенклатуры, степени унификации. Важнейшим звеном локализации является организация сервисного обслуживания действующих импортных газовых турбин, что потребует системного подхода, организации нового производства, участия научных организаций, подготовки кадров и пр. При этом для разных отечественных производителей должны применяться типовые решения, высокая унификация конструктивных решений по основным видам тепломеханического оборудования (не более двух-трех модификаций).


– Как оцениваете вы сообщение замглавы Минэнерго Вячеслава Кравченко о том, что министерство готово предоставить преференции для компаний, готовых использовать отечественное газотурбинное оборудование, в том числе об отсрочке «бесштрафных» вводов ТЭС? Насколько привлекательны для российских энергетиков предполагаемые льготы, могут ли они создать импульс к росту для российского энергетического машиностроения?


– Преференции для компаний, готовых использовать отечественное газотурбинное оборудование, безусловно, должны быть, но – в разумных пределах в отношении понятия «бесштрафного ввода» на бессрочный период.


– Еще одна льгота для энергокомпаний, о вероятности принятия которой сообщает Минэнерго, – временное смягчение условий локализации при условии использования отечественного энерго­оборудования. Насколько вероятно и необходимо это решение, если учитывать трудности, сопровождающие разработку российского энергооборудования, аналоги которому до сих пор приходится закупать за границей? Речь идет прежде всего о газовых турбинах средних и больших мощностей, над созданием которых трудятся «Силовые машины» и «ОДК-Сатурн».


– К сожалению, наши научные и технологические компетенции в энергетическом газотурбостроении средних и больших мощностей недостаточны, хотя эта проблема много лет находится в сфере внимания Российской академии наук, профильных министерств, научно-технической общественности, бизнеса.Напомню, что в 2016 году была утверждена Программа импортозамещения оборудования энергетического машиностроения в области газотурбинных технологий.


Согласно этой Программе был сформирован мощностной ряд турбин (60‑80 МВт, 110‑130 МВт и 170‑200 МВт), обеспечивающий выход на стопроцентный уровень локализации производства критических элементов лицензионных ГТУ к 2023 году. Были определены соответствующие затраты, составившие 118 миллиардов рублей (это порядка 8 % от стоимости затрат по программе модернизации ТЭС).


Программа не получила должного развития, и сегодня с новой остротой встает вопрос организации производства отечественных газовых турбин большой мощности путем принятия кардинальных мер на государственном уровне. Согласно оценкам специалистов, в России может быть возрождено отечественное газотурбостроение при условии соответствующего системного финансирования (с учетом смежных производств, науки, кадров и других составляющих) и обеспечения существенных объемов ввода, оправдывающих большие затраты на разработку.


В то же время достижение необходимой локализации требует определенных временных этапов и не может быть мгновенным, так что временное смягчение локализации является целесообразным.